Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 30.04.05 16:24. Заголовок: Вопросы Громова форумчанам
Здесь я буду иногда помещать вопросы, поиск ответов на которые занял бы у меня слишком много времени. Я вижу, людей на форуме становится все больше и надеюсь, что эта затея имеет смысл. Буду благодарен как за прямые ответы, так и за наводки на толковый сайт. Вот первый вопрос. Известно, что первая эскпедиция Колумба отправилась открывать Индию на трех кораблях: «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья». Последние две были каравеллами, а «Санта-Мария» -- караккой. В чем, собственно, разница между каравеллой и караккой? Кто знает?
| |
|
Ответов - 154
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
All
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 30.11.05 02:38. Заголовок: Re:
Так. Весь вечер копал и звонил. Устав Петра 1 ничего не дал. Есть глава "Флаги", но там речь о флагах командиров соединений. Видимо других тогда еще не было. Нынешний Корабельный Устав пока не нашел, хотя удочку закинул. Дореволюционный, думаю, разве что в спецхранах каких-нибудь найти можно. Ну, например, в Ленинке. Или в Питере где-нибудь. Или у нас в музее ВМФ, только вряд ли потрогать дадут. Однако , как говорили классики : "Раскопай своих подвалов и шкафов перетряси, много книжек и журналов по возможности неси!" В своих подвалах нашел незнамо как оказавшуюся у меня книжку: кап. 1 ранга В.Полозок "Зрительная связь и зрительное наблюдение" Учебное пособие. М, Минобороны, 1954. (цена : БЕСПЛАТНО ! ) Номерной экземпляр с косой красной полосой из библиотеки в/ч № NNNN. Дата примерно равноотстоящая от 1905 и 2005 гг. По Уставу либо 40-х г.г., либо 50-х. Честно говоря, период доброненосного флота меня вообще интересует гораздо меньше, посему и знаний о нем у меня немного, и литературы. Учитывая, что морские традиции – штука достаточно консервативная, а также то, что мир Транспасифика – альтернативный, можно взять за основу. Всё это регламентируется «Корабельным Уставом»(советский ВМФ) или "Морским уставом". Странички из книжки, касающиеся флагов и команд отсканирую и перешлю каким-либо образом. Краткая выжимка такая : Корабль, находящийся на якоре, бочке или швартовах поднимает / опускает флаг на кормовом флагштоке и гюйс на носовом гюйсштоке. Корабль при выходе в море поднимает флаг на гафеле. (косой рей на последней к корме мачте). На виду у неприятеля, а также при торжественных подъемах флагов, поднимаются также стеньговые флаги. На грот – стеньге – государственный флаг (в советском флоте), на остальных стеньгах – военно-морской. Тщательное изучение фотографий крейсеров и броненосцев времен русско-японской войны показало, что на стеньгах у них поднимаются только Андреевские флаги. Когда на фок-мачте, когда на грот, когда на обеих. Кстати, гюйс тех времен судя по всему (фотографии черно-белые, а на рисунках гюйс мелкий и вечно скрученный ветром) представлял собой хорошо всем знакомый британский Юнион Джек, где красный и синий цвет поменялись местами : то есть фон красный, перекрещивающиеся полосы – синие в обрамлении тонких белых полосок. Флаг поднимается и спускается ежедневно. Подъем в 8.00 (в вскр – 9.00), спуск – на заходе солнца. Кроме оговоренных случаев. Гюйс опускается и поднимается синхронно с флагом, если корабль находится - см.выше. Гюйс предусмотрен на кораблях 1 и 2 рангов (вот тут могут быть в принципе расхождения в разных уставах в плане рангов кораблей). На виду у неприятеля флаг должен быть всегда поднят. В полярных широтах, когда солнце не заходит, специально устанавливается время подъема и спуска флага. При снятии со швартовов, бочки, якоря подается команда «Флаг переменить, гюйс спустить». При этом гюйс спускается и одновременно поднимается флаг на гафеле. Как только флаг на гафеле будет поднят, быстро спускается флаг на флагштоке. Порядок замены уже поднятых (например поврежденных) флагов – такой же. Сначала поднимается новый флаг, потом спускается старый. В виду неприятеля сбитый или поврежденный флаг должен быть немедленно заменен новым, поднимаемым на прежнем месте, либо на любом другом штатном месте (флагшток, гафель, стеньга), либо на временном флагштоке, установленном в любом подходящем месте корабля. Перед спуском / подъемом флага (за 1 минутe) подаются специальные команды, по которым сигнальщики занимают свои места у флагов и готовятся к их спуску/подъему. Например, если будут оперировать флагом и гюйсом, то команда будет «На флаг и гюйс, смирно!» Далее следуют собственно команды подъема/спуска. Непонятно, правда, при переносе флага выполняется ли какое-то построение и дается ли соответственно команда "Смирно". Такие детали в книжке не нашел. Но, по идее, команда быть должна, ведь при этом присутствуют как минимум сигнальщики, даже если общего построения нету. Да! При первом подъеме военно-морского флага (а оный является знаменем корабля – как знамя части) на новом корабле, к фалам его стопорит лично командир корабля. В Российском императорском флоте (обр. 1905 г.) у флага всегда, в т.ч. в бою, находился часовой. Вот только не знаю, у всех ли флагов, ведь в бою их минимум два - на гафеле и на стеньге. По идее - у всех. В советском ВМФ на стоянке у кормового флага точно всегда часовой стоит, а вот в море что-то не видел такого. А может не обратил внимания просто. Ну вот. Задавайте вопросы, если что. А пенсионеров надо действительно проверять! Память у них дырявая.
| |
|
|
Отправлено: 30.11.05 04:19. Заголовок: Re:
Александр, отсканил 11 страничек про флаги и команды. В .jpg, распознавалку не стал использовать - книжка старая, качество так себе, могло получиться много ошибок. Объем 5,6 Мб. Готов переслать. Или как? Может уже и не надо? А вот еще ссылочка http://militera.lib.ru/h/veselago_ff - книга: Веселаго Феодосий Федорович "Краткая история Русского Флота (с начала развития мореплавания до 1825 года) " Больше ничего определенного из поиска по Апорту на слова "морской устав" не извлек. Хотя, дальше 3-ей страницы смотреть поленился.
| |
|
|
| Писатель
|
|
|
Отправлено: 30.11.05 11:15. Заголовок: Re:
Присылать пока не надо. Попрошу это сделать, если сам не найду нужные источники в интернете. На долгие поиски, как всегда, не хватает времени. Но выделю. Да, а какие флаги и команды? Современные или дореволюционные?
| |
|
|
Отправлено: 01.12.05 01:05. Заголовок: Re:
По упомянутой книжке 1954 г. Предположительно по уставу (19)40-х годов. Флаг военно морской, гюйс, стеньговые флаги, вымпел, флаги и брейд-вымпелы должностных лиц. Порядок подъема, спуска, переноса, замены. В каких случаях что делается. Подаваемые команды, действия сигнальщиков. Весьма подробные инструкции, сам с интересом прочитал. Есть еще в книжке и про сигнальные флаги, но тут уже время написания должно бОльшую роль играть, хотя основные флаги наверняка чуть ли не от Петра остались.
| |
|
|
| Писатель
|
|
|
Отправлено: 07.12.05 13:24. Заголовок: Re:
Олег Л пишет: цитата Александр, отсканил 11 страничек про флаги и команды. В .jpg, распознавалку не стал использовать - книжка старая, качество так себе, могло получиться много ошибок. Объем 5,6 Мб. Готов переслать. Или как? Может уже и не надо?
Если не трудно -- прошу выслать. Информация лишней не бывает.
| |
|
|
Отправлено: 09.12.05 02:46. Заголовок: Re:
Александр, выслать нетрудно, но не нашел Ваш E-mail. Можете мне намылить пост на karbidum@mail.ru, а я Вам отвечу. Единственное уточнение: каков макс. объем Вашего ящика и сразу всё прикреплять к письму или разбить на 2-3 части?
| |
|
|
Отправлено: 09.12.05 04:00. Заголовок: Re:
Олег Л Олег, если будут проблемы пересылки - стукнись. На vasilyev.com найдётся место под передачу.
| |
|
|
Отправлено: 13.12.05 10:00. Заголовок: Re:
Александр, отправил 3 письма с флагами ~ по 2 Мб . 13.12.2005 в 2.40 мск. А Ваше письмо почему то до меня больше суток добиралось.
| |
|
|
| Писатель
|
|
|
Отправлено: 13.12.05 11:26. Заголовок: Re:
Сейчас посмотрел -- пришли письма. Нормально читаются. Большое спасибо!
| |
|
|
| Писатель
|
|
|
Отправлено: 15.01.06 12:07. Заголовок: Re:
Имею ряд пробелов в знании техники XIX века. Вот один из них: газовое освещение. Что это, собственно, такое -- газ для фонарей? Как он транспортировался к уличным фонарям? (Карбидные фонари для шахтеров -- это, видимо, иное.) А вчера, перечитывая "Цунами" Николая Задорнова, обратил внимание на то, чего не замечал раньше: газовое освещение на парусном фрегате "Диана". Там-то откуда брался газ? Руководствуясь больше здравым смыслом, нежели точным знанием, я указал, что освещение на моем корвете "Победослав" -- масляное. Теперь озадачен: а прав ли я? Кто может подсказать?
| |
|
|
| модератор, ответственный за координацию off-line встреч
|
|
|
Отправлено: 15.01.06 23:06. Заголовок: Re:
А.Громов пишет: цитата Руководствуясь больше здравым смыслом, нежели точным знанием, я указал, что освещение на моем корвете "Победослав" -- масляное
На мой взгляд, это очень опасно.Точнее, пожароопасно. Пошёл изучать вопрос.
| |
|
|
|
Отправлено: 16.01.06 01:19. Заголовок: Re:
Я пасс, но вопрос что есть газовое освещение меня интересовал уже давно. Даже не знаю где искать ответ.
| |
|
|
Отправлено: 16.01.06 12:47. Заголовок: Re:
А.Громов пишет: цитата Что это, собственно, такое -- газ для фонарей? Как он транспортировался к уличным фонарям?
Из угля перегонкой добывали светильный газ, хранили в газгольдерах, по трубам подавали к фонарям. См. напр. освещение улиц
| |
|
|
| Писатель
|
|
|
Отправлено: 16.01.06 16:50. Заголовок: Re:
Спасибо за ссылку. Интересно и полезно, хотя и слишком кратко.
| |
|
|
Отправлено: 25.01.06 22:32. Заголовок: Re:
Относительно газового освещения (извините, что так поздно; не знаю, пригодится ли). В 19в. применялись карбидные фонари, в которых, соответственно, образовывался ацетилен. Насколькоя знаю, они служили и для освещения на кораблях. Такой фонарь состоял из 3 отделений. В верхнем располагалась горелка, в среднем - вода, а в нижнее насыпался карбид (а хранился он в запаяных банках, во избежание попадания воды). Среднее отделение имело сообщение с нижним - этакий подпружиненный клапан или просто краник (в разных системах поразному). После засыпки карбида клапан приоткрывался, на карбид лилась вода, начинал выделяться ацетилен, который поступал по трубке в верхнее отделение фонаря и поджигался. Ацетилен и сам по себе горит ярко; а в нек.системах струя пламени раскаляла колпачок из асбеста - до белого каления. По мере горения клапан приходилось приоткрывать снова, чтобы новая порция воды вызвала хим.реакцию с выделением газа. Помнится, чертеж такого устройства был напечатан в одном из очень старых номеров "Химии и жизни"
| |
|
|
| Писатель
|
|
|
Отправлено: 26.01.06 11:12. Заголовок: Re:
Ацетилетовые фонари со всей силой применялись в шахтах. В Политехническом музее в Москве хранится целая коллекция таких фонарей -- и ранних, пожароопасных, и поздних, "безопасных". Не сомневаюсь, что подобные фонари могли применяться и на кораблях, но вот вопрос: повсеместно ли? Здравый смысл подсказывает: масляная (или керосиновая, что конструктивно одно и то же) лампа при металлическом, завинчиваемом наглухо баллоне ничуть не более пожароопасна.
| |
|
|
| Писатель
|
|
|
Отправлено: 27.01.06 13:05. Заголовок: Re:
Вопрос к ботаникам. Кто знает: в Японии самшит растет ли? А если растет, то как по-японски называется?
| |
|
|
| модератор, ответственный за координацию off-line встреч
|
|
|
Отправлено: 28.01.06 00:09. Заголовок: Re:
Растёт.
| |
|
|
Отправлено: 31.01.06 03:04. Заголовок: Re:
Самшит по-японски называется "цугэ". Источник - соседка моей коллеги, изучающая японский. Насколько я понял, смотрела по словарю. Хорошо бы еще хоть один источник, но, увы , оба нарытых япониста сейчас в Японии. Так что проверить пока нечем. Не удалось, к сожалению, выяснить растёт ли в Японии. Вполне МОЖЕТ расти (см. ссылки), тем более при искусственном разведении, но вот растет ли в диком виде? Ссылки : Самшит 1 [url=http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/18974 ]Самшит 2[/url]
| |
|
|
| Писатель
|
|
|
Отправлено: 31.01.06 13:08. Заголовок: Re:
Большое спасибо, это может мне пригодиться. У ГГ, вероятно, будет самшитовая трость. Естественно, с чем-нибудь внутри. :)
| |
|
Ответов - 154
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
All
[только новые]
|
|
|